Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда Оренбургского областного суда от 22.07.2014 по делу N 33-3991/2014 <Исковые требования об обязании общеобразовательного учреждения обеспечить учащихся питанием удовлетворены правомерно, поскольку в нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования двухразовое горячее питание учащимся не предоставляется>



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу № 33-3991/2014

Судья Сковородка Л.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей областного суда Коваленко А.И., Сайтбурхановой Р.Х.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре Туремуратовой Ж.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области на решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Беляевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Жанаталапская основная общеобразовательная школа", администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области об обязании обеспечить учащихся питанием.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., пояснение прокурора Х.Т.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Беляевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Жанаталапская основная общеобразовательная школа" (далее по тексту - МБОУ ЖООШ), администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области (далее по тексту - администрация МО Беляевский район) с исковым заявлением об обязании обеспечить учащихся питанием, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки деятельности МБОУ ЖООШ было выявлено несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения учащихся двухразовым питанием, которое в школе не организовано. В ходе проверки установлено, что учащимся образовательного учреждения предоставляются лишь завтраки, а обед не предоставляется. Просил обязать ответчиков обеспечить учащихся двухразовым питанием.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Ш.В.И. заявленные требования полностью поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ ЖООШ Д.М.К. в судебное заседание не явился о дне времени и месте судебного заседания извещен должным образом, в письменном заявлении с иском прокурора согласился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика администрация МО Беляевский район Е.А.В. возражал против заявленных требований. Считает, что обеспечение подразумевает финансирование, а в администрации района на это денежных средств нет.
Представитель третьего лица отдела образования, опеки и попечительства администрации МО Беляевский район Ч.Н.А. с требованиями прокурора не согласился, указал на то, что между приемами пищи проходит не более 3,5 - 4 часов, поэтому процесс кормления учащихся не нарушен. Все необходимые условия для обеспечения питанием в школе созданы, однако отсутствует финансирование.
Представитель третьего лица отдела образования, опеки и попечительства администрации МО Беляевский район Гуминская С.Н. с требованиями прокурора не согласилась, указав на то, что в образовательном учреждении МБОУ "Жанаталапская ООШ" созданы все условия для обеспечения учащихся горячим питанием. В нормативных документах не указано, что отдел образования должен организовывать 2-разовое горячее питание. Нарушений со стороны образовательного учреждения нет, горячий завтрак для учащихся организован. Также нет к ним претензий со стороны Роспотребнадзора. Просила в удовлетворении иска отказать.
Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал МБОУ "Жанаталапская основная общеобразовательная школа", администрацию муниципального образования Беляевский район Оренбургской области в срок до (дата) года обеспечить учащихся МБОУ "Жанаталапская основная общеобразовательная школа" Беляевского района Оренбургской области двухразовым горячим питанием.
С таким решением суда не согласилась администрация МО Беляевский район Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит его отменить как необоснованное.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков МБОУ "Жанаталапская основная общеобразовательная школа" и администрации МО Беляевский район Оренбургской области, представитель третьего лица отдела образования, опеки и попечительства администрации МО Беляевский район не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны, в том числе, осуществляться меры по организации их питания.
Согласно пп. 15 п. 3 и п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно ст. 37 Закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся, распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
В соответствии с пунктами 6.8, 6.34 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4 часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Судом установлено, что в ходе проверки исполнения федерального законодательства, проведенной прокуратурой Беляевского района в (дата), выявлено, что в МБОУ ЖООШ имеется помещение для организации питания учащихся, отвечающее предъявляемым к нему требованиям, но двухразовое горячее питание учащихся не организовано.
Из материалов дела следует, что учредителем МБОУ ЖООШ является муниципальное образование Беляевский район. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет отдел образования, опеки и попечительства администрации МО Беляевский район.
Согласно уставу финансирование МБОУ ЖООШ осуществляется учредителем - администрацией МО Беляевский район.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на вышеприведенные нормы права и исходил из того, что в МБОУ "Жанаталапская основная общеобразовательная школа" в нарушение требований законодательства обучающимся не предоставляется двухразовое горячее питание, в результате чего нарушаются права учащихся данного образовательного учреждения, и в связи с изложенным возложил обязанность на администрацию муниципального образования и на образовательное учреждение обеспечить учащихся школы двухразовым горячим питанием в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08.
При этом учитывая, что обязанность обеспечения двухразовым питанием законодательством не связана с длительностью перерывов между приемами пищи, а также то, что, недостаточное финансирование не может служить основанием для освобождения учреждения от обязанности организовать для учащихся двухразовое горячее питание, суд обоснованно счел несостоятельными доводы ответчиков о том, что в связи с отсутствием у учреждения денежных средств возможно выполнение названных выше требований не в полном объеме, а также ссылку на то, что перерывы между приемами пищи не превышают 3,5-4 часов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований, поскольку нашло свое подтверждение нарушение законодательства, а также прав учащихся школы.
Доводы жалобы о том, что вышеуказанными Законом № 52-ФЗ, Законом № 273-ФЗ, СанПиН 2.4.5.2409-08 предусмотрена обязанность образовательного учреждения организовать питание учащихся, а не обеспечить питание учащимся, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку сводятся к неверному толкованию закона. В данном случае организация питания предполагает реальное получение учащимися двухразового горячего питания, чего, как было установлено судом, ответчиками сделано не было. При этом создание условий для осуществления двухразового питания в школе, на что ссылается ответчик, не свидетельствует о предоставлении учащимся двухразового горячего питания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация МО Беляевский район не является надлежащим ответчиком, поскольку не является организацией, осуществляющей образовательную деятельность и соответственно на администрацию нельзя возложить обязанность по организации питания обучающихся, судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку как установлено судом и указано выше муниципальное образование Беляевский район является учредителем МБОУ ЖООШ и согласно уставу осуществляет финансирование образовательного учреждения.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и также не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий:
Судьи:


------------------------------------------------------------------