Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Оренбургского областного суда от 05.12.2014 по делу N 3-95/2014 <О признании недействующим абзаца 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 03.07.2003 N 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями " в части возможности участия лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц в представлении интересов Оренбургской области в органах управления открытых акционерных обществ>



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2014 г. по делу № 3-95/2014

Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
с участием прокуроров Рываева Ю.В., Толмач А.В.,
представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Дмитриенко Т.А., представителя Губернатора Оренбургской области Курманбаева Ж.С.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. № 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")",

установил:

Законодательным Собранием Оренбургской области 3 июля 2003 г. принят Закон Оренбургской области № 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")".
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области" от 18 июня 2003 г., в газете "Южный Урал" от 15 июля 2003 г. № 130.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. № 332/42-III-ОЗ установлено следующее.
Представителями интересов Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ являются лица, замещающие государственные должности, и иные лица, которые действуют на основании письменных директив и доверенности Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (в редакции Законов Оренбургской области от 5 мая 2005 г. № 2115/379-III-ОЗ, от 11 мая 2006 г. № 155/38-IV-ОЗ, от 29 сентября 2009 г. № 3098/686-IV-ОЗ).
Представители Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ, являющиеся вице-губернаторами - заместителями председателя Правительства Оренбургской области, заместителями председателя Правительства - министрами Оренбургской области, министрами Оренбургской области, назначаются и осуществляют свои полномочия в соответствии с распоряжениями Губернатора области. Все остальные представители Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ назначаются и осуществляют свои полномочия в соответствии с распоряжениями министерства (в редакции Законов Оренбургской области от 11 мая 2006 г. № 155/38-IV-ОЗ, от 30 сентября 2011 г. № 457/120-V-ОЗ).
Прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать абзац 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. № 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу в части возложения представления интересов Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ лицами, замещающими государственные должности, и иными лицами.
В заявлении прокурор ссылается на несоответствие указанной нормы требованиям пункта 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
При рассмотрении дела в судебном заседании представители прокурора Оренбургской области Рываев Ю.В. и Толмач А.В. доводы и требования заявления прокурора Оренбургской области поддержали в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Оренбургской области Дмитриенко Т.А., действующая на основании доверенности, с требованиями заявителя не согласилась и представила в суд письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Полагает, что оспариваемая норма изложена в точном соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", специального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Представитель Губернатора Оренбургской области Курманбаев Ж.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований заявителя отказать, суду представил письменные возражения. Считает, что, поскольку оспариваемый Закон Оренбургской области соответствует Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", доводы прокурора не подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установлено, что Закон Оренбургской области от 3 июля 2003 г. № 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" был опубликован в установленном порядке и является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, устанавливается Законом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21 этого же Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26.12 приведенного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 3 статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм.

Таким образом, оспариваемая норма в части возложения на лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц представительства интересов Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ противоречит Федеральному закону Российской Федерации № 73-ФЗ, которым прямо установлен запрет на такое представительство.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Кроме того, статья 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что профилактика коррупции осуществляется путем применения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Подпунктом "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы определено, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.
Предусмотренное в абзаце 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. № 332/42-III-ОЗ право на представление интересов Оренбургской области в органах управления хозяйственных обществ иными лицами создает неопределенность условий для такого представительства.
Доводы представителей Законодательного Собрания Оренбургской области и Губернатора Оренбургской области о точном соответствии оспариваемой нормы специальному закону, регулирующему отношения в области приватизации государственного имущества и участия государства в управлении государственной собственностью, суд считает необоснованными.
Действительно согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" порядок управления находящимися в собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.
Между тем запрет на участие в управлении хозяйствующими субъектами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, введен в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ, то есть после введения в действие статьи 39 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем применению по настоящему делу подлежит принятый позже Федеральный закон "О противодействии коррупции", устанавливающий основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Поскольку до дня рассмотрения дела в суде оспариваемое положение закона Оренбургской области применялось, порождая правовые последствия, абзац 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. № 332/42-III-ОЗ следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу абзац 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 3 июля 2003 г. № 332/42-III-ОЗ "О порядке управления находящимися в государственной собственности Оренбургской области акциями (долями, паями) хозяйственных обществ и использования специального права Оренбургской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" в части возможности участия лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц в представлении интересов Оренбургской области в органах управления открытых акционерных обществ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 10 декабря 2014 г.

Судья Оренбургского
областного суда
И.Ф.СЕЛЮТИНА


------------------------------------------------------------------