Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10.04.2014 по делу N 33-1743/2014 <Об оставлении без изменения решения Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17.12.2013, которым признаны недействующими часть 1 пункта 5 Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк, пункт 5 решения городского Совета депутатов от 02.12.2011 N 177 "Об утверждении Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк>



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу № 33-1743/2014

судья Вибе И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Пересыпкиной Т.И., Солопьева В.И., при секретаре Рассейно Н.В., с участием прокурора Губаревой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Городского Совета депутатов муниципального образования "город Новотроицк" на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17 декабря 2013 года по делу по заявлению прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц к городскому Совету муниципального образования "город Новотроицк" о признании недействующим части 1 пункта 5 Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк, пункта 5 решения городского Совета депутатов от 02.12.2011 г. № 177 "Об утверждении Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк",

установила:

прокурор г. Новотроицка Оренбургской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащими закону и не действующими со дня принятия часть 1 пункта 5 Положения "О ревизионной комиссии муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области" и пункт 5 решения городского Совета депутатов муниципального образования г. Новотроицк от 2 декабря 2011 г. № 177 "Об утверждении Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк". В обоснование требований указал, что частью 1 пункта 5 названного Положения установлено, что на должность председателя, заместителя председателя и аудитора ревизионной комиссии назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного и муниципального управления, государственного и муниципального контроля (аудита), экономики, финансов и юриспруденции. Полагает, что указанная норма противоречит пункту 1 части 2 статьи 19 Закона Оренбургской области от 10 октября 2007 года № 1611/339-IV-ОЗ (в редакции от 13 марта 2013 года) "О муниципальной службе в Оренбургской области", согласно которому гражданам, претендующим на должность муниципальной службы, необходимо иметь для высших должностей муниципальной службы высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее 6 лет или стаж работы по специальности не менее 7 лет.
Кроме того, прокурор просил признать противоречащими закону и недействующим со дня принятия пункт 5 решения городского Совета муниципального образования г. Новотроицк № 177 от 2 декабря 2011 г. "Об утверждении положения "О ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк". В обоснование требований указал, что оспариваемым пунктом решения установлено, что оно вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в газете "Гвардеец труда". Между тем, это противоречит пункту 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2013 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решением суда от 17 декабря 2013 г. заявление прокурора удовлетворено. Суд признал недействующими часть 1 статьи 5 Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк, утвержденного решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области № 177 от 2 декабря 2011 г., и пункт 5 решения городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк № 177 от 2 декабря 2011 г. со дня вступления решения в законную силу.
Дополнительным решением от 28 января 2014 г. суд постановил, что сообщение о принятом судом решении о признании недействующим части 1 статьи 5 Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк, утвержденного решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области № 177 от 2 декабря 2011 г., и пункта 5 решения городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк № 177 от 2 декабря 2011 г. со дня вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Гвардеец труда".
Городской Совет муниципального образования г. Новотроицк с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание не явился заинтересованное лицо - Клесов А.В. - председатель ревизионной комиссии, по неизвестной суду причине, хотя был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседание. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснения представителей городского Совета МО г. Новотроицк Давыдова В.В. и Пушкареврой Н.В., действующих по доверенности, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Губаревой О.А., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Правовое регулирование основ муниципальной службы со стороны Российской Федерации было реализовано путем принятия Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", которым были установлены основные принципы муниципальной службы в Российской Федерации, в частности, равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; единство основных требований к муниципальной службе (статья 4 Федерального закона).
Согласно статье 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" мерами по профилактике коррупции является, в том числе и предъявление, в установленном законом порядке, квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк, утвержденного решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области № 177 от 29 ноября 2011 года, на должность председателя, заместителя председателя и аудитора Ревизионной комиссии назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 2 Единого реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27.09.2007 г. № 1599), статье 20 Устава муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области должность председателя, заместителя председателя и аудитора Ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области является высшей должностью муниципальной службы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 19 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года № 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области" гражданам, претендующим на должность муниципальной службы, необходимо иметь для высших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования и стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет.
Поскольку часть 1 статьи 5 Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк, утвержденного решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области № 177 от 29 ноября 2011 г., таких требований не содержит, суд пришел к выводу о том, что оспариваемая норма противоречит пункту 1 части 2 статьи 19 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года № 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области". Вследствие чего признал ее недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно пункту 21 Положения о правовых актах городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк, утвержденного решением городского Совета № 71 от 30 сентября 2010 года, решения, касающиеся неопределенного круга лиц, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после официального опубликования (обнародования) их полного текста за исключением решений о налогах и сборах.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что пункт 5 решения городского Совета № 177 от 2 декабря 2011 г. противоречит вышеуказанному закону, признал его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, полагает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Таким образом, федеральным законодательством определено, что основные (типовые) квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в соответствии с их классификацией должны быть установлены субъектом Российской Федерации путем принятия соответствующего закона.
Поскольку часть 1 статьи 5 Положения о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк противоречит пункту 1 части 2 статьи 19 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года № 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области", то решение суда в этой части следует признать правильным.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.
Между тем, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования для должностных лиц, указанных в частях 1 и 2 комментируемой статьи, могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы.
Поскольку Законом Оренбургской области от 10 октября 2007 г. № 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области" установлены дополнительные требования для высших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования и стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее шести лет или стажа работы по специальности не менее семи лет, то оспариваемое Положение должно соответствовать закону субъекта в оспариваемой части.
Выводы суда о несоответствии пункта 5 решения городского Совета № 177 от 2 декабря 2011 г. пункту 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года судебная коллегия признает обоснованными.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что Положение о ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк является ненормативным правовым актом, основана на неправильном толковании закона.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.07 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Поскольку оспариваемое Положение издано органом местного самоуправления в установленном порядке, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, в частности, распространяется на всех лиц, претендующих на замещение должности председателя, заместителя председателя, аудитора Ревизионной комиссии, то суд обоснованно признал его нормативным правовым актом.
В соответствии с п. 10 вышеуказанного постановления Пленума верховного суда РФ в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ.
Исходя из изложенного оспариваемое решение об утверждении положения "О ревизионной комиссии муниципального образования город Новотроицк" также является нормативным правовым актом.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 320 - 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Городского Совета депутатов муниципального образования "город Новотроицк" - без удовлетворения.

Председательствующий
Судьи


------------------------------------------------------------------